Top.Mail.Ru
april 13, 2023

В каком возрасте начать изучать английский язык

время чтения 4 минуты
C какого возраста лучше всего начать изучать английский язык с ребенком? Способы изучения, трудности с которыми предстоит столкнуться и как решить, об этом и много другом в нашей статье!
Многие родители задаются вопросом: с какого возраста ребенку стоит начать учить английский язык, чтобы это было эффективно и не принесло вреда малышу. В статье попробуем ответить на этот вопрос и расскажем, чем могут помочь родители.

Содержание:

Особенности изучения английского языка в разном возрасте

С рождения до 1,5 лет

В этом возрасте нельзя говорить о серьезном изучении языка. До 1,5 лет закладываются фундаментальные знания о мире: ребенок слышит и запоминает звуки, которые позже обретают смысл и становятся словами. Поэтому можно создать атмосферу, в которой малыш будет привыкать к английской речи, усваивать звуки, мелодику. Например, петь колыбельные на английском языке. В будущем это поможет осознанному освоению языка.

Существует мнение, что дети даже в утробе матери могут начать «учить» иностранный язык. Примерно с 30-й недели у малыша формируется слух, он начинает слышать и узнавать голос мамы. И если женщина будет, кроме родного, использовать иностранный язык, то в будущем это поспособствует более легкому и эффективному обучению. Однако научных доказательств данному подходу нет.

Таким образом, возраст с рождения до полутора лет можно назвать «знакомством с языком». Ребенок еще не может ничего учить, но способен сформировать фундамент для этого.

Преимущества

  • малыш восприимчив к любой информации;
  • память и внимание направлены на получение новых знаний от родителей;
  • возможность привить интуитивное восприятие родного и иностранного языка.

Недостатки

  • если родители или другие взрослые плохо владеют английским, то изучение языка в первый год жизни может только навредить малышу;
  • по мнению некоторых психологов, обучение двум языкам в очень раннем возрасте может привести к нарушению речи.
От 1,5 до 2 лет

Есть школы, которые обучают детей с двух лет. В этом возрасте мозг малыша сформирован достаточно, чтобы воспринимать английский или любой другой иностранный язык. Однако не стоит ждать видимых результатов: ребенок еще слишком мал для осознанного обучения.

С 1,5 и примерно до 7 лет основной формой познания становится игра. Поэтому можно добавлять английские слова и фразы, играя с ребенком. Главное — не делать этот процесс принудительным, иначе изучение языка будет ассоциироваться с чем-то неприятным. Если вы видите, что малышу трудно или неинтересно, лучше пока отложить английский.

Преимущества

  • в 1,5-2 года вся деятельность ребенка направлена на освоение языка: он учится говорить сам и понимать взрослых.
Недостатки

  • при неправильной организации обучения есть риск сформировать отрицательный эмоциональный фон по отношению к английскому.
От 3 до 5 лет

В этом возрасте у ребенка уже сформировалась речь, а мозг гибок и активен, он с легкостью усваивает все новое. Английский в этот период способствует общему развитию детей: улучшает память, восприятие, воображение, мышление. Развивается мелкая моторика, усидчивость, способность к обучению.

Происходит активное пополнение словарного запаса, поэтому новые слова запоминаются легко и естественно. Рассмотрим на примере. Чаще всего в семьях одни и те же предметы и явления называют по-разному. Это касается также животных, людей. Так, кошка — это киса, кисонька, котик, кошечка, мурлыка, кисуля и т. д. Если в этот ряд добавить английские слова — cat, pussycat, kitty и другие — ребенок запомнит и их.

У ребенка в раннем возрасте нет страха перед использованием другого языка. Поэтому дети, которые начинают учить английский до 7 лет, никогда не сталкиваются с языковым барьером.

Преимущества

  • у ребенка сформировались языковые навыки, он хорошо владеет родным языком;
  • высокий уровень восприимчивости к новым знаниям;
  • малыш сравнивает себя со взрослыми, подражает им, поэтому стремится учиться усерднее.
Недостатки

  • если для изучения языка не используются игры, ребенок быстро теряет интерес к обучению;
  • без мотивации ученик не будет выполнять задания;
  • в 3 года ребенок переживает возрастной кризис, поэтому высокая нагрузка может негативно повлиять на малыша.
От 5 до 10 лет

Как и в 3 года, так и в 5 лет дети очень хорошо воспринимают новую информацию. При этом они уже знают родной язык на достаточно высоком уровне, у них хорошо развит словарный запас. Также ребенок обладает определенными знаниями о мире. Поэтому если представление о каком-то понятии уже сформировано, то малышу будет несложно запомнить его название на английском. Детям интересно общаться друг с другом, поэтому особенно эффективно обучение в группах.

Основным способом познания остается игра, поэтому для изучения иностранного языка подходят любые активности, квесты. Процесс станет эффективнее, если обучение будет связано с познанием мира.
Внимание становится более концентрированным. Поэтому ребенок может учиться под руководством взрослого 20-25 минут. Главное, чтобы занятие было интересным.

У детей 5-10 лет появляются социальные ожидания, страх перед ошибками. Поэтому нужно создать среду, в которой ребенок будет ошибаться как можно реже. Также важно сформировать мнение о том, что английский нужен в первую очередь для общения. Такую атмосферу может создать опытный преподаватель, который учтет все нюансы возраста.

Преимущества

  • ребенок хорошо владеет родным языком и может изучать на его базе иностранный;
  • хорошая способность к самоорганизации;
  • ученик 5-10 лет изучает английский язык более осмысленно, чем дети помладше;
  • увеличивается объем памяти, поэтому улучшается способность к запоминанию.
Недостатки

  • ребенок сталкивается со стрессом из-за перехода из детского сада в школу;
  • изучение английского языка в обычной школе часто неинтересно детям.
От 10 лет и старше

Каждый год стремление к учебе и познанию у ребенка снижается. При этом все большее значение приобретает мнение сверстников. Многие подростки стесняются использовать английский, считая, что нужно говорить идеально или не говорить совсем. Языковой барьер преодолеть все сложнее.

Есть исследования, которые доказали, что до 9 лет ребенок легче овладевает языками — и родным, и иностранным. Особенно это касается произношения звуков и запоминания новых слов. С каждым годом механизмы речи становятся менее гибкими: с 10 лет приходится прикладывать намного больше усилий, чтобы учить английский. Поэтому лучше начать изучение английского до 10 лет, чтобы этот процесс был легче для ребенка.

Преимущества

  • высокий уровень усидчивости;
  • хорошая способность к обучению.
Недостатки

  • часто — отсутствие мотивации;
  • более сложное изучение английского, зачастую через зазубривание отдельных слов и фраз;
  • стеснение перед сверстниками и учителями.
  • Таким образом, обучение английскому лучше начинать примерно в 3-5 лет. В этот период изучение иностранного языка не только дается ребенку проще, но и способствует развитию речи, памяти, мышления. Также закладывается база для дальнейшего освоения английского. Однако не стоит серьезно заниматься обучением до трех лет: это неэффективно и может сформировать у малыша негативное отношение к языку.

Помощь родителей в изучении английского языка

Родители, которые владеют английским минимум на среднем уровне, могут помочь ребенку в освоении языка. Для этого есть несколько рекомендаций.

Создайте правильную мотивацию
Цели обучения должны соответствовать возрасту ребенка. Например, смотреть мультфильм, играть в игру или читать сказки на английском языке.

Предлагайте короткие занятия

Малышу сложно выдержать занятие длительностью 45-60 минут. Лучше разбить его на несколько небольших отрезков по 10-15 минут. Можно использовать разные виды деятельности. Например, сначала изучать слова, потом смотреть мультфильм, затем петь песню.

Используйте игры

Именно от родителей во многом зависит, как ребенок будет воспринимать изучение английского — как каторгу или как долгожданное и интересное занятие. Поэтому не стоит ничего навязывать. Лучше учить языка через привычную для малыша деятельность — игры.

Например, играя с малышом в кубики, можно называть их оттенки не только на русском, но и на английском языке. Для детей постарше можно придумать более сложные задания. Один из вариантов — называть все предметы в кукольном доме по-английски или строить простые диалоги между игрушками на иностранном языке.

Учите с ребенком короткие стихи

Заучивание стихотворений на английском языке развивает память и расширяет словарный запас. Сначала выбирайте простые четверостишия и постепенно повышайте сложность текстов.

Включайте мультфильмы и аудиозаписи на английском языке

Все дети любят смотреть мультфильмы. К тому же это отличный способ развития аудирования. Ребенок запоминает новые слова, привыкает к звучанию иностранной речи. Выбирайте простые мультфильмы, где герои говорят, медленно и понятно. Малышам постарше можно задавать вопросы после просмотра.

Кроме мультфильмов, включайте детям аудиозаписи на английском языке — они работают подобным образом. Многие родители разучивают с детьми тексты песен, что способствует пополнению словарного запаса.

Подготовьте картинки

Дети хорошо запоминают слова, ассоциированные с картинкой. Используйте карточки, где нарисован предмет и дано его название на английском. Это могут быть изображения фруктов и овощей, животных, погодных явлений, деревьев, профессий и т. д.

Где ребенку учиться английскому

Чтобы обучение иностранному языку было эффективным, ребенку недостаточно заниматься только с родителями: важно выбрать школу. Однако на многих курсах детей нагружают избыточными занятиями и методиками раннего развития, что негативно отражается на психике малыша. Из-за этого ребенок не будет счастлив, уверен в себе и успешен.

Один из самых эффективных способов освоить английский — билингвальная среда, т. е. двуязычное пространство. В билингвальных школах дети учат предметы на родном и иностранном языках сразу. Освоение английского и русского происходит параллельно. В результате ребенок овладевает обоими языками на уровне родного.

Например, в билингвальной школе BKC Newton School дети во время уроков говорят и на русском, и на английском. Нагрузка соответствует возрасту, поэтому ученики на занятиях не переутомляются. Преподаватели используют разные виды деятельности, чтобы повысить интерес и мотивацию к учебе.

Поступить в школу можно с 5 лет. В этом возрасте ребенок активно познает мир, впитывает новую информацию и с интересом учится. Оказавшись в билингвальной среде BKC Newton School, дети гармонично осваивают оба языка на высоком уровне. Они быстро начинают говорить на английском и понимать иностранную речь, легко учат и запоминают новые слова.

Кроме того, билингвальная среда в раннем детском возрасте способствует развитию мозга. Так, улучшается внимание, память, креативное мышление, способность принимать решения. Дети-билингвы, как правило, более уверены в себе и успешны. К тому же они легко преодолевают языковой барьер.

Таким образом, изучать английский лучше в двуязычном пространстве. Так освоение языка станет более интересным и эффективным для ребенка, поможет его гармоничному развитию. Подходящий возраст для начала обучения — 3-5 лет.

»
Вам понравилась статья?
Подписывайтесь на наш блог
Много интересных статьей и полезной информации каждый месяц