Top.Mail.Ru
Мау 26, 2023

Нужно ли помогать ребенку делать уроки

время чтения 4 минуты
Нужно ли помогать ребенку с уроками начальной и средней школе? Отвечают опытные педагоги и психологи!
Перед любым родителем школьника встает вопрос: нужно ли делать уроки с ребенком? Мы собрали мнения психологов на эту тему и советы, как правильно помогать с домашним заданием.

Содержание:

Два взгляда на проблему

По поводу того, нужно ли родителям делать домашние задания с детьми, есть два противоположных мнения. Рассмотрим оба.
Помогать с уроками нужно

Многие психологи советуют помогать ребенку в начальной школе. Так малыш ощутит поддержку родителей, поймет, что он не брошен один на один с учебой: мама или папа будут рядом, если появятся трудности.

Главная задача родителей — создать атмосферу, в которой будет интересно учиться. Например, использовать игровую форму, задавать ребенку вопросы для размышления, поощрять за успехи. Также нужно организовать комфортную обстановку.

Со временем домашние задания станут для ребенка привычной рутиной, и он сам будет делать уроки. Но поначалу родителям важно следить за этим и мягко контролировать, выполнена ли домашняя работа, правильно ли ребенок понял тему.

Помогать с уроками не нужно

Есть и противоположное мнение: уже с первого класса ребенок должен приучаться к самостоятельности. И если помогать делать уроки сейчас, то в будущем это только навредит. Ребенок будет во всем полагаться на родителей, а в стрессовой ситуации, когда мамы и папы не будет рядом, растеряется, появится неуверенность в себе.

Некоторые считают, что из-за помощи родителей у детей развивается «синдром отличника». Из-за него ребенок боится любых неудач, не берется за дело, если не уверен, что выполнит все идеально. Такие дети часто вырастают несамостоятельными.

Еще один минус — многие родители проявляют агрессию, когда делают с ребенком уроки. Например, кричат, наказывают, выходят из себя. Из-за этого портятся отношения в семье.

Не стоит помогать с уроками, если единственная причина для этого — хорошие оценки и желание сделать малыша лучшим в классе. У ребенка появится чувство, что его не принимают таким, какой он есть, а требуют постоянно становиться лучше.

Помогать или не помогать?

В первом классе почти все психологи советуют помогать ребенку. В этот период малышу будет трудно справиться с нагрузкой, поэтому лучше делать уроки вместе с ним.

В дальнейшем отталкивайтесь от особенностей своего ребенка. Если вы видите, что он уже освоился, сам садится за уроки и выполняет задания без проблем, можно не помогать, а лишь мягко контролировать процесс. Но некоторым детям может понадобиться помощь родителей на протяжении всей начальной школы, а иногда и в 5 классе.

Этапы помощи родителей

Важная задача родителей — приучить ребенка самостоятельно учиться, выполнять задания без напоминаний, брать на себя ответственность, помочь обрести уверенность в себе. Чтобы достичь этих целей, помните о четырех этапах помощи родителей с учебой:

  1. Родители делают вместе с ребенком большинство задач и упражнений, а также устных заданий. Мама и папа находятся рядом, наблюдают, как школьник справляется, когда и на что отвлекается.
  2. Родители не контролируют часть работы ребенка. Если вы прошли первый этап, то уже знаете, какие уроки ребенок выполняет легко и быстро. Именно их и стоит перестать контролировать: отдайте ребенку ответственность за эти задания.
  3. Ребенок делает уроки сам, но иногда просит родителей помочь. Мама и папа должны быть рядом и приходить на помощь, если нужно. На этом этапе укрепляется уверенность ребенка в себе.
  4. Ребенок делает уроки сам и не нуждается в помощи родителей. Чаще всего этот этап наступает в средней школе. Однако он не означает, что родители пускают учебу на самотек. Важно узнавать у ребенка, справился ли он с заданиями, не нужна ли помощь.

Как правильно делать уроки с ребенком

Если вы помогаете ребенку с домашними заданиями, обратите внимание на следующие рекомендации.

Составьте четкий график

Поговорите с ребенком, чтобы решить, когда он будет приступать к выполнению домашних заданий. Старайтесь не отступать от намеченного графика, потому что расписание прививает дисциплину.

Наиболее благоприятным для учебы временем, кроме утра, считается промежуток с 15:00 до 17:00. Уроки в начальных классах обычно заканчиваются с 13:00 до 14:00, а после школы нужно отдохнуть, прежде чем садиться за домашнее задание. Поэтому начинать желательно примерно в 15:00, если есть такая возможность.

Не забывайте о перерывах

При выполнении домашней работы, особенно если заданий много, давайте ребенку время, чтобы передохнуть. Например, 10 минут после того, как справились с одним предметом. Пусть ребенок прыгает, бегает, делает зарядку, играет в игрушки. Но лучше отказаться от компьютера и телевизора.

Подготовьте рабочее место

Организуйте ребенку собственное рабочее место, где он будет делать уроки. Не стоит заниматься этим на кухне, пока мама готовит ужин. Позаботьтесь о правильном свете, удобном стуле, комфортном столе. Не должно быть ничего лишнего, только компьютер, если он необходим. Уберите все, что может отвлекать от уроков: смартфон, игрушки и т. д. Следите, чтобы ребенок не сутулился и правильно сидел за столом.

Соблюдайте последовательность выполнения заданий

С одной стороны, начинать лучше с предметов, которые ребенок любит, или которые легче всего ему даются. Это добавит уверенности в себе и создаст мотивацию для обучения.

С другой — важно ориентироваться на характер ребенка. Если он долго настраивается на выполнение домашней работы или с трудом переключается между предметами, сначала предложите ему легкие задания. А если он быстро включается в работу, но со временем теряет интерес, начинайте с упражнений посложнее.

Не принципиально, какие задания выполнять в первую очередь — устные или письменные. Однако процесс должен быть логичным: сначала изучаем правило, а потом делаем упражнение.

Не давайте готовых решений

Если видите, что ребенок затрудняется с решением задачи или не знает, какую букву написать в слове, не давайте ему готовых ответов. Лучше задавать наводящие вопросы. Так ребенок будет развивать логику и мышление, усвоит материал, а не просто зазубрит его.

К тому же, если постоянно исправлять ребенка и давать правильные ответы, у него пропадет мотивация к обучению. Школьник будет знать, что при малейшей трудности родители скажут, как правильно. В будущем это приведет к неуверенности, несамостоятельности, ухудшению успеваемости.
Постарайтесь не нервничать

Проявите терпение: все знания, которые ребенок получает в школе, для него новые, а иногда — сложные и непонятные. Часто даже после десятикратного проговаривания таблицы умножения он при решении примера все равно неправильно умножит 2 на 2.

Постарайтесь принять тот факт, что крики, давление и стресс навредят ребенку. Он будет пугаться, а любое упоминание о том, что пора делать уроки, станет болезненным, как и весь процесс обучения в школе.

Если чувствуете, что сейчас сорветесь, сделайте перерыв, попросите другого родителя или родственника сменить вас, вдохните и выдохните несколько раз.
В обычных государственных школах обычно много домашней работы уже с 1 класса. Однако появляется все больше образовательных учреждений нового формата, где дети не получают заданий на дом совсем. Один из таких примеров — билингвальная начальная школа BKC Newton School.

Обучение здесь построено по британской и российской программам, а также современным методам образования. На уроках дети успевают сделать большой объем работы, но благодаря правильному распределению нагрузки не переутомляются. Такой подход доказал свою эффективность: ученики хорошо усваивают материал, не устают, с удовольствием посещают занятия и выполняют задания.


»
Откройте для себя наши образовательные подходы
Частная билингвальная школа

Вас также может заинтересовать...