Рассмотрим основные различия двух программ.
Цель программ
Цель A-level — подготовить выпускников школы к поступлению в университет и получению конкретной специальности благодаря углубленному изучению нескольких предметов. Также эта программа направлена на воспитание разносторонней личности, развитие у учеников критического мышления, умения анализировать информацию. Студенты развивают свои навыки и получают новые знания через самостоятельную работу и взаимодействие с командой.
IB, как и A-Level, направлена на подготовку к обучению в вузе. Но основная цель программы — воспитать граждан современного мира: толерантных, открытых новым идеям, самостоятельных. IB способствует тому, что дети получают навыки, необходимые для жизни в обществе. Благодаря изучению дисциплин из шести разных областей, выпускники имеют широкий кругозор.
Происхождение программ
A-level разработана в Великобритании и ориентирована на британские школы. Однако эту систему успешно применяют по всему миру. Так, школы A-level есть в России, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии, Германии, Нидерландах и других странах.
Международный бакалавриат создан в Швейцарии. Эта программа направлена на обучение в разных странах, чтобы унифицировать образование. Она внедрена в США, Великобритание, Канаде, Австрие, Германии, Кипре и т. д.
Предметы
A-level предполагает углубленное освоение 3-4 предметов, причем эти дисциплины пригодятся студенту в университете. Например, нет смысла 2 года в школе изучать математику, если выпускник планирует поступать в вуз на факультет искусствоведения. Такой подход позволяет лучше узнать о будущей специализации. Программа A-level помогает более эффективно подготовиться к поступлению в вуз.
Также большое внимание в A-level уделяется английскому. По окончании школы выпускник значительно улучшит свой уровень языка.
Программа Международного бакалавриата включает изучение 6 предметов из разных областей знаний. Получается, даже если выпускник готовится к поступлению в медицинский университет, ему все равно придется пройти предметы гуманитарного цикла в школе, пусть и не так углубленно, как естественные науки. Обучение по IB-программе предполагает и два обязательных курса — CAS и «Теорию познания», а также эссе. Международный бакалавриат направлен больше на расширение кругозора и общее развитие ребенка.
Система оценок и экзамены
Программа A-level предполагает тестирование по каждой изучаемой дисциплине. Экзамены проводятся дважды — в конце первого и второго года обучения. Оценки выставляются в буквенном значении, наивысший балл за тестирование по одному предмету — A*, т. е. с отличием, а наименьший — E.
По программе IB студенты сдают экзамен один раз — в конце второго года. Также нужно написать развернутое эссе. Каждый предмет оценивается по шкале из 7 баллов. Дополнительные баллы начисляются за эссе и проект по курсу «Теория познания». Минимальный балл по IB-программе за все экзамены — 24, максимальный — 45.
Поступление в университет
Диплом по программе A-level позволяет поступить в ведущие вузы Великобритании и других стран. Результаты экзамена в конце второго года обучения многие университеты принимают вместо вступительных испытаний: для этого необходимо набрать определенное количество баллов.
Учебные заведения также охотно принимают выпускников IB, но устанавливают для них часто более высокий проходной балл. К тому же система International Baccalaureate не дает глубоких знаний по предметам, в отличие от A-level.
Таким образом, программа A-level позволяет сконцентрироваться только на нужных и интересных ребенку предметах. В отличие от IB, студенту не придется проходить дополнительные курсы и изучать дисциплины, которые ему не пригодятся. При этом программа Международного бакалавриата расширяет кругозор и позволяет получить знания из разных областей.
Многие родители отмечают, что образование по программе IB очень насыщенное, и дети постоянно заняты из-за большой академической или внеклассной нагрузки. A-level, напротив, учит планировать свое время и распределять его на работу и отдых.
При выборе между A-level и International Baccalaureate стоит учитывать способности ребенка и будущую специализацию. Если ученик уже определился с профессией или направлением, стоит два последних года в школе посвятить A-level. Особенно если выпускник хочет поступить в британский университет.